САМОАНАЛИЗ
УРОКА
1. Характеристика класса.
А) Здесь рассматривается структура межличностных
отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок,
их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений
и организационной структуры класса.
Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки
биологического развития учащихся: дефекты зрения,
слуха; соматическая ослабленность; особенности
высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность
или возбудимость); патологические отклонения.
В) После этого следует охарактеризовать недостатки
психического развития: слабое развитие интеллектуальной
сферы тех или иных членов ученического коллектива;
слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся;
слабое развитие эмоциональной сферы личности.
Далее идет характеристика развития психических
свойств: отсутствие познавательного интереса,
потребности в знаниях, установки на учение; недостатки
в отношениях личности к себе, учителю, семье,
коллективу.
Г) После этого можно перейти к анализу недостатков
подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических
знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного
труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических
и воспитательных воздействий школы, после чего
недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной
среды.
(Конечно, совершенно необязательно при каждом
самоанализе урока давать столь подробную характеристику
класса, в котором он проходил. Однако самоанализ
урока учителем отличается от его анализа руководителем
тем, что он сориентирован не только на конкретный
класс, но н на конкретных учащихся)
2. Затем анализируются внешние связи урока:
устанавливается место и роль данного урока в изучаемой
теме; характер связи урока с предыдущими и последующими
уроками.
3. Характеристика триединой цели урока с опорой
на характеристику класса, чего надо добиться в
знаниях иумениях, исходя из специфики ученического
коллектива; какое воспитательное воздействие оказать
на учащихся; какие качества начать, продолжать,
закончить развивать.
4. Характеристика замысла урока (план): что
собой представляет содержание учебного материала;
как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы
обучения и формы организации познавательной деятельности;
какую часть материала они могут усвоить сами;
какая часть материала потребует помощи учителя
при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить,
а что использовать только для иллюстрации; что
из ранее изученного необходимо повторить и на
что опереться при постижении нового; как закрепить
вновь изученное; что будет интересным и легким,
а что трудным; каким образом будут достигнуты
на уроке воспитывающие и развивающие задачи.
5. Как был построен урок, исходя из его замысла?
Характеристика этапов урока, выделение учебно-
воспитательных моментов, которые наиболее положительно
или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование
конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа: подробный
анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали
наиболее сильное положительное или отрицательное
влияние на формирование конечного результата урока;
анализ соответствия в рамках этих моментов задач,
содержания, методов и форм (доказательство оптимальности
выбора).
7. Функциональный аспект анализа; определяется,
насколько структура урока соответствовала поставленной
цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива.
Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты
в деятельности учителя и учащихся; анализируется
соответствие стиля отношений учителя и учащихся
успешному формированию конечного результата урока.
8. Оценка конечного результата урока: оценка
качества знаний, умений и навыков, полученных
учащимися на уроке, определение разрыва между
поставленными задачами и реальным конечным результатом
урока. Причины этого разрыва; оценка достижения
воспитательных и развивающих задач урока; выводы
н самооценка урока.
(Конаржевский Ю.А. Анализ урока.—М.: Образовательный
центр “Педагогический поиск”. 1999 г.)
|