САЙТ ПРАКТИКУЮЩЕГО ФИЗИКА  
3.1 Внутренняя энергия


Цели урока:

1)учащиеся должны усвоить понятие внутренней энергии, выявить зависимость внутренней энергии идеального газа от макроскопических параметров;

2)учащиеся должны научиться отличать внутреннюю энергию от других видов энергии;


3)учащиеся должны убедиться в неразрывности с вязи материи и движения, воспитывать в себе чувство коллективизма.

 

Методическая цель: раскрытие индивидуальных способностей и становление личности учащегося при изучении нового материала в микрогруппах.

 

Ход урока

1. Разделение на микрогруппы

В каждой микрогруппе (4-5 человек) должен присутствовать лидер (учащийся более подготовленный к восприятию нового материала)

 

2. Целепологание

Учитель ставит перед учащимися цели:

  • выучить материал;
  • оценить его усвоение всеми членами микрогруппы;
  • защитить свои знания.
3. Этап актуализации опорных знаний

 

Какие виды энергии вам известны?

Через какие физические величины они выражаются?

Кинетическая, потенциальная.

Через массу, скорость, высоту над нулевым потенциальным уровнем

 


4. Этап мотивации



Какой энергией обладает шарик, поднятый над полом? Какой энергией обладает падающий шарик? Какой энергией обладает упавший шарик? Куда делась кинетическая энергия?

5. Новый материал

 

Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
  1. Понятие внутренней энергии.
  2. Механическая энергия шарика перешла е его внутреннюю энергию.

    Что же такое внутренняя энергия?

    Из чего состоит любое тело?

    Какими физическими величинами характеризуются молекулы тела?

    Какими видами энергии обладают молекулы, составляющие тело?

    Как вы думаете, что мы получим, если сложим все кинетические и потенциальные энергии молекул тела?

    С точки зрения МКТ, внутренняя энергия макроскопического тела равна сумме кинетических энергий беспорядочного движения всех молекул (или атомов)тела и потенциальных энергий взаимодействия всех молекул друг с другом.

    Вычислить внутреннюю энергию тела или её изменение, учитывая движение отдельных молекул, практически невозможно из-за их огромного числа в одном теле. Поэтому необходимо уметь определять значение внутренней энергии в зависимости от макроскопических параметров, которые можно измерять непосредственно.

  3. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа.
  4. Наиболее прост по своим свойствам одноатомный газ, состоящий из отдельных атомов. Например, аргон, неон и т.д. Вычислим его энергию.

    Так как молекулы идеального газа не взаимодействуют друг с другом, то их потенциальная энергия считается равной нулю. Вся внутренняя энергия идеального газа представляет собой кинетическую энергию беспорядочного движения его молекул.

    Вывод формулы U =3/2 m/M RT

    Внутренняя энергия идеального одноатомного газа прямо пропорциональна его абсолютной температуре.

    Она не зависит от объема и других макроскопических параметров системы.

  5. Зависимость внутренней энергии от макроскопических параметров.

У реальных газов, жидкостей и твердых тел средняя потенциальная энергия взаимодействия молекул не равна нулю.

Средняя потенциальная энергия взаимодействия молекул зависит от объёма вещества, т.к. при изменении объёма меняется среднее расстояние между молекулами. Следовательно, внутренняя энергия в термодинамике в общем случае наряду с температурой зависит и от объёма.

Объяснение продолжается до тех пор, пока материал не усвоит каждый лидер микрогруппы

Учащиеся пытаются отвечать на вопросы.

Скоростью, энергией.

Кинетической и потенциальной.

 

 

 

 

Запись определения в тетрадь

 

6. Выучивание

 

Лидер пересказывает материал своей микрогруппе, объясняя самые непонятные для членов группы моменты.

Учитель в это время выполняет функцию консультанта, помогая лидер

 

7. Проверка знаний лидером

Лидер выслушивает каждого члена своей микрогруппы (может просто задавать вопросы по теме), оценивает знания каждого. Оценки выставляются на отдельном листке и сдаются учителю.

8. Защита знаний

Лидеры выходят к учительскому столу и тянут билеты, на обратной стороне которых имеются соответственно 4 надписи. Они обозначают:

“Делегат” - микрогруппа выставляет одного делегата (кроме лидера), который защищает знания всей микрогруппы. Если он отвечает на ту оценку, которую ему поставил лидер, то все остальные члены также получают оценки, выставленные учащимся. Если хуже – то всем членам оценка снижается на балл.

“Выбор” - учитель сам назначает учащегося, который будет отвечать. Ответ оценивается аналогично.

“Доверие” - учитель выставляет оценки лидера, не опрашивая микрогруппу.

“Все всё” - каждый член микрогруппы должен ответить новый материал.

9. Подведение итогов

Учитель подводит итоги, выставляя оценки каждому в журнал. Лидеры оцениваются в зависимости от того, насколько правильно они в свою очередь оценили ответы товарищей и от того, насколько хорошо была подготовлена его группа.

10.Домашнее задание

§77,упр.15(1)

 
 Главная
на главную
 Планирование
тематическое
поурочное

 
Hosted by uCoz