САЙТ ПРАКТИКУЮЩЕГО ФИЗИКА  
2.11 Закон Бойля-Мариотта

 

Цели урока:

1)учащиеся должны усвоить, что можно осуществить изменение состояния газа при постоянной температуре, усвоить понятие изотермического, процесса;

2)учащиеся должны научиться выводить уравнение Бойля-Мариотта, доказывать истинность этого закона экспериментально, читать и строить график изотермического процесса;

3)учащиеся должны убедиться в том,что мир материален, т.е. те представления, которые возникают в нашем сознании в результате изучения, соответствуют действительности – являются отражением объективно существующего мира .

 

Ход урока

Этап актуализации опорных знаний
    1. Что характеризуют макропараметры?
    2. Какие физические величины относятся к макропараметрам?
    3. Что представляет собой давление с молекулярной точки зрения?
    4. Как обозначается и в чём измеряется в СИ объём?
    5. Напишите уравнение состояния идеального газа.

     

    Физический диктант

     

     

     

Этап мотивации

Как вы думаете, при переходе термодинамической системы из одного состояния в другое изменяются все параметры или достаточно изменения одного из них?

Так вот сегодня мы займемся процессами изменения состояния термодинамической системы, при которых один из параметров остается неизменным. Такие процессы называются изопроцессами.

Новый материал

 

Какие изопроцессы изменения состояния газа возможны?

Процесс изменения состояния газа при постоянной температуре называется изотермическим. Как мы можем осуществить такой процесс в наших условиях? Как можно установить связь между изменяющимися параметрами?

Давайте проведем компьютерный эксперимент. Для записи результатов нам понадобится таблица:

v
     
p
     

 

Проводим эксперимент, заполняем таблицу.

Какая зависимость между объёмом и давлением?

Давайте построим эту зависимость в координатах (р,V). Какой вид она будет иметь?

Как аналитически можно записать обратную зависимость?

Но для того, чтобы убедиться в истинности этого уравнения, необходимо повторить эксперимент в других условиях. Как можно это сделать?

Как можно изменить температуру газа?

Давайте попробуем сделать так.

Проводим эксперимент, заполняем таблицу.

Так же, как в предыдущем случае проанализируйте полученные результаты. Подведите итоги эксперимента. Верно ли наше предположение, что pV=сonst ?

Кривые, полученные нами на графиках называются изотермами. Совместите графики. Что можно сказать о расположении изотерм одного и того же газа?

Попробуйте построить графики изотерм в координатах (р,Т) и (V,T).

Итак, мы познакомились с изотермическим процессом. Впервые уравнение этого процесса было получено английским ученым Бойлем в 1662 году и несколько позже, независимо от Бойля, французом Мариоттом в 1676 году. Поэтому закон получил название закона Бойля-Мариотта.

Попробуйте сформулировать этот закон.

Если трудно, ответьте на вопрос: от чего зависит const в уравнении pV=сonst ?

 

 

Решение задач типа Д- 542,543.

При постоянной температуре, давлении и объёме

 

Можно сжать определенный объем газа до какого-то меньшего объема и посмотреть, как изменилось давление.

 

 

 Зарисовывают таблицу в тетрадь.

 

 

Чем меньше объём, тем больше давление. Обратная зависимость.

Гипербола.

 

pV=сonst

изменить температуру газа

например, поместить гофрированный сосуд в нагретую воду

 

 

 

 Верно.

 

 

Изотерма большей температуры лежит выше на графике, чем изотерма меньшей температуры

 

 

 

 

  • От массы
  • От природы газа
  • От температуры
  • От единиц, в которых измеряются давление и объём.

Формулируют закон.

 

Контрольный этап

Решение задач типа Д-541,557(2) устно.

 

Домашнее задание

§71, упр.13(1).

 

 Главная
на главную
 Планирование
тематическое
поурочное

 
Hosted by uCoz