Национальная доктрина образования в Российской
Федерации (далее - доктрина) - основополагающий
государственный документ, утверждаемый федеральным
законом и устанавливающий приоритет образования
в государственной политике, стратегию и основные
направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения,
пути их достижения посредством государственной
политики в области образования, ожидаемые результаты
развития системы образования на период до 2025
года.
Стратегические цели образования тесно увязаны
с проблемами развития российского общества, включая:
преодоление социально-экономического и духовного
кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа
и национальной безопасности;
восстановление статуса России в мировом сообществе
как великой державы в сфере образования, культуры,
науки, высоких технологий и экономики;
создание основы для устойчивого социально-экономического
и духовного развития России.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана
создать в стране условия для всеобщего образования
населения, обеспечить реальное равенство прав
граждан и возможность каждому повышать образовательный
уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование сферой накопления
знаний и умений, создания максимально благоприятных
условий для выявления и развития творческих способностей
каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия
и высоких нравственных принципов, а также признает
образование сферой трудовой занятости населения,
прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее
эффективного вложения капитала.
Доктрина определяет основные направления совершенствования
законодательства в области образования и является
основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных правовых актов, противоречащих
доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий
прав граждан в области образования и уровень его
финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства
принять на себя ответственность за настоящее и
будущее отечественного образования, являющегося
основой социально-экономического и духовного развития
России.
Система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение,
распространение и развитие национальной культуры;
воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства, уважающих
права и свободы личности и обладающих высокой
нравственностью;
разностороннее и своевременное развитие детей
и молодежи, формирование навыков самообразования
и самореализации личности;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания
и современного научного мировоззрения, развитие
культуры межэтнических отношений;
систематическое обновление всех аспектов образования,
отражающего изменения в сфере культуры, экономики,
науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни
человека;
многообразие типов и видов образовательных учреждений
и вариативность образовательных программ, обеспечивающих
индивидуализацию образования;
преемственность уровней и ступеней образования;
развитие дистанционного обучения, создание программ,
реализующих информационные технологии в образовании;
академическую мобильность обучающихся;
развитие отечественных традиций в работе с одаренными
детьми и молодежью, участие педагогических работников
в научной деятельности;
подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных
специалистов, способных к профессиональному росту
и профессиональной мобильности в условиях информатизации
общества и развития новых наукоемких технологий;
экологическое воспитание, формирующее бережное
отношение населения к природе.
Государство в сфере образования обязано обеспечить:
реализацию конституционного права и равные изначальные
возможности на получение бесплатного образования
высокого качества;
сохранение и развитие единого образовательного
пространства России;
формирование в общественном сознании отношения
к образованию как высшей ценности гражданина,
общества и государства;
условия для полноценного и ответственного обучения
и воспитания детей в семье, в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях;
всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании
и развитии учащихся и студентов;
ликвидацию детской беспризорности, предотвращение
и искоренение преступности среди молодежи;
воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности
и уважения к закону;
создание социально-экономических условий для приоритетного
развития системы образования, качественное изменение
ее финансирования;
нормативное финансирование образовательных учреждений,
обеспечивающее развитие материально-технической
базы образования, повышение социального статуса
обучающихся и работников;
стимулирование негосударственных инвестиций в
систему образования, в том числе путем предоставления
налоговых и таможенных льгот для юридических и
физических лиц, участвующих в развитии образовательных
учреждений;
привлечение работодателей и других заказчиков
специалистов к социальному партнерству и организации
профессионального образования с целью удовлетворения
потребностей рынка труда;
эффективные пути и средства расходования бюджетных
средств в области образования;
доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного
учреждения к информационно-дидактическим программам,
технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной
литературе;
предоставление бесплатных учебников для учащихся
общеобразовательных школ и учреждений начального
профессионального образования; доступность учебной
и научной литературы для студентов среднего и
высшего профессионального образования;
высокую занятость трудоспособного населения, прежде
всего молодежи;
правовые условия функционирования и развития образовательных
учреждений различных форм собственности;
законодательное закрепление материальной, административной
и имущественной ответственности учредителей образовательных
учреждений и повышение ответственности работодателей
за обеспечение стабильного финансирования учреждений
сферы образования, соблюдение трудового законодательства,
в первую очередь в части полной и своевременной
оплаты труда, реализацию социальных гарантий и
льгот работников образования и обучающихся;
гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
сохранение и поддержку этнической самобытности
народов России, гуманистических традиций их культур;
сохранение языков и культур малых народов Российской
Федерации;
качественное образование в сельской школе на основе
развития ее материальной базы, современных технологий
обучения, сохранения дополнительных социальных
гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
государственную поддержку образовательных учреждений
всех форм собственности, обеспечивающих реализацию
государственной политики в области образования;
реализацию условий для получения качественного
образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами
и детьми из семей с низкими доходами;
развитие высших учебных заведений как центров
образования, культуры, науки и новых технологий;
интеграцию образования, науки и производства,
включая интеграцию научных исследований с образовательным
процессом, научных организаций с образовательными
учреждениями, науки и образования с производством;
поддержку различных форм самоорганизации обучающихся,
как неотъемлемую часть всей системы образования
и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
активное включение средств массовой информации
в пропаганду и реализацию основных целей и задач
образования, установленных настоящей доктриной;
доведение доли образовательных программ в сетке
вещания государственных и муниципальных средств
массовой информации не менее чем до 15%;
интеграцию российской системы образования и мировой
образовательной системы с учетом отечественного
опыта и традиций.
В результате реализации доктрины российская
система образования должна обеспечить:
бесплатным дошкольным образованием - всех желающих;
обязательным и бесплатным основным общим образованием
- все население;
общедоступным и бесплатным средним (полным) общим
образованием - все население;
общедоступным и бесплатным средним (полным) общим
образованием - все население;
общедоступным и бесплатным начальным профессиональным
образованием - всех желающих;
общедоступным и бесплатным средним профессиональным
образованием - всех желающих;
бесплатным высшим профессиональным образованием
-каждого второго выпускника со средним (полным)
общим образованием (на конкурсной основе), включая
выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования;
бесплатным послевузовским образованием (аспирантура,
докторантура) - всех поступивших по конкурсу;
дополнительным образованием - всех желающих, при
этом детям оно предоставляется на бесплатной основе;
общедоступным и бесплатным специальным образованием
лиц с ограниченными возможностями здоровья - всех
нуждающихся.
Вводится государственное финансовое именное обязательство,
обеспечивающее реализацию права на образование
детьми-сиротами, детьми- инвалидами, детьми из
семей с низкими доходами, а также система социального
кредитования для студентов.
Гражданам Российской Федерации гарантируется
возможность получения образования независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, возраста,
состояния здоровья, социального, имущественного
и должностного положения.
Признавая ведущую роль педагога в достижении
целей образования, государство обеспечивает:
дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями
и воспитателями, как правило, с высшим образованием;
условия для творческого роста, повышения квалификации
(не реже одного раза в 5 лет) и своевременной
переподготовки для педагогов всех уровней образования,
выделение для этих целей бюджетного финансирования
в размере не менее 4% от фонда заработной платы
государственных и муниципальных образовательных
учреждений:
привлечение в систему образования талантливых
специалистов, способных на высоком уровне осуществлять
учебный процесс, вести научные исследования, осваивать
новые технологии, информационные системы, воспитывать
у обучающихся духовность и нравственность, готовить
специалистов высокой квалификации;
ответственность педагогических и научных работников
за качество обучения и воспитания детей и молодежи;
условия для подготовки и закрепления в высших
учебных заведениях докторов и кандидатов наук
с целью расширения фундаментальных и прикладных
научных исследований и повышения научного уровня
обучения студентов и аспирантов;
условия неуклонного повышения престижа и социального
статуса преподавателей и работников сферы образования.
Для обеспечения достойного уровня жизни и
творческой деятельности педагогических работников
установить следующие размеры оплаты труда:
минимальная ставка (должностной оклад) педагогических
работников - не ниже начисленной средней заработной
платы в Российской Федерации;
средняя ставка (должностной оклад) педагогических
работников учреждений дошкольного, общего среднего,
начального профессионального и среднего профессионального
образования - в размере, превышающем начисленную
среднюю заработную плату в Российской Федерации
не менее чем в 1,5 раза;
средняя ставка (должностной оклад) профессорско-преподавательского
состава высших учебных заведений - в размере 3
-х начисленных средних заработных плат в Российской
Федерации.
Предоставить всем педагогическим работникам, имеющим
педагогический стаж свыше 25-ти лет, право на
получение государственной пенсии (за выслугу лет),
в том числе при продолжении ими педагогической
деятельности.
Установить для профессорско-преподавательского
и научного персонала вузов пенсии по возрасту
в размере не ниже 80% среднего размера оплаты
труда по основному месту работы.
В Российской Федерации стипендии обучающихся
устанавливаются в следующих размерах:
учащимся учреждений начального профессионального
образования, не находящимся на государственном
обеспечении, -не менее 35% прожиточного минимума
в Российской Федерации;
учащимся учреждений начального профессионального
образования, находящимся на полном государственном
обеспечении,- не менее 25% прожиточного минимума
в Российской Федерации;
студентам учреждений среднего профессионального
образования - не менее 40 % прожиточного минимума
в Российской Федерации;
студентам высших учебных заведений - не менее
половины прожиточного минимума в Российской Федерации.
Для реализации целей, определяемых доктриной,
устанавливается поэтапное увеличение объемов финансирования
системы образования.
Первый - антикризисный этап (2000 - 2003 годы):
Объем финансирования системы образования - не
ниже 7% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех
уровней не менее 6% от ВВП, из них за счет средств
федерального бюджета не менее 1 % ВВП (не менее
6% от расходной части федерального бюджета).
Второй этап (2004 - 2010 годы):
Объем финансирования системы образования - не
ниже 8% ВВП, в том числе за счет бюджетов всех
уровней не менее 6,5% ВВП, из них за счет средств
федерального бюджета не менее 1,2% ВВП (не менее
7% от расходной части федерального бюджета).
Третий этап (2011 - 2025 гг.)
Объем финансирования системы образования - не
ниже 10% от ВВП, в том числе за счет бюджетов
всех уровней не менее 8% от ВВП, из них за счет
средств федерального бюджета не менее 1,5 % ВВП
(не менее 9% от расходной части федерального бюджета).
Образование определяет положение государства
в современном мире и человека в обществе. Отечественное
образование имеет глубокие исторические традиции,
признанные достижения: в XX веке Россия стала
страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос,
достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной
науки, существенно обогатила мировую культуру.
В последнее десятилетие многие завоевания отечественного
образования оказались утраченными, поэтому доктрина
призвана способствовать изменению направленности
государственной политики в области образования,
укреплению в общественном сознании представления
об образовании и науке, как определяющих факторах
развития современного российского общества.
Опережающее развитие образования на основе настоящей
доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить
будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому
гражданину России.
|