Рекомендации
по подготовке к аттестации на первую и высшую категории.
Для прохождения аттестации необходимо подать
заявление (по специально разработанному образцу)
на имя руководителя Городской (окружной) аттестационной
комиссии, в котором указываются обоснования для
аттестации на более высокую категорию.
Кроме заявления рекомендуется подготовить следующие
документы:
Копию /выписку/ из трудовой
книжки с указанием места работы, стажа работы
в данном учреждении и даты присвоения последней
квалификационной категории.
Копию свидетельства о повышении квалификации по
специальности за последние пять лет.
Копии документов о присвоении званий и наград,
если таковые имеются.
Анализ результативности работы учителя за последние
1-5 лет.
Список публикаций, отзывы об участии в опытно-
экспериментальной работе.
Аттестационная комиссия учреждения образования
готовит характеристику- представление, в которой
рекомендуется отразить следующие аспекты деятельности
учителя физики:
Общие сведения об аттестуемом
/образование, где и когда получено, педагогический
стаж, стаж работы в данном учреждении, сроки и
место прохождения последних курсов повышения квалификации,
дата последней аттестации, данные о награждениях,
званиях и т.п.)
Сведения об опыте работы учителя в различных параллелях
с учетом использования вариативных программ по
физике и астрономии.
Особенности педагогической системы учителя.
Сведения о результативности работы учителя на
основании данных последней аттестации школы, внутришкольного
контроля, проверок окружного и городского уровней,
экзаменов, об участи школьников в олимпиадах и
турнирах по физике и астрономии, поступлении выпускников
в вузы физико- технических специальностей.
Сведения об участии аттестуемого в опытно- экспериментальной
работе в школе и округе (городе): данные о методических
разработках (публикациях), выступлениях на семинарах,
конференциях, участии в профессиональных конкурсах
и т.д.
Ниже приведен образец характеристики- представления.
Характеристика — представление
аттестационной комиссии школы № 710
на учителя физики Иванову Елену Ивановну.
Иванова Е.И. имеет высшее
образование, окончила в 1981 году Московский областной
педагогический институт им. Н.К. Крупской по специальности
учитель физики, педагогический стаж 18 лет, в
средней общеобразовательной школе № 710 работает
с 1981 года учителем физики. За достигнутые успехи
в учебно- воспитательной работе награждена в 1995
году значком “Отличник народного просвещения”,
тогда же ей был вручен Почетный диплом “Internanional
Soros Science Education Program”. В 1997 году
решением аттестационной комиссии Западного округа
Елене Ивановне была присвоена первая квалификационная
категория (13 разряд ЕТС. В 1998-99 учебном году
Иванова Е.И. окончила курсы повышения квалификации
учителей физики при УМЛ физики МИПКРО.
Елена Ивановна имеет
опыт работы учителем физики во всех параллелях
учебного предмета по программам базового уровня,
в 5-6 классах по программе пропедевтического курса
физики. Кроме того, уже в течение четырех лет
она преподает в 10- 11 классах расширенного изучения
физики, работающих по системе “Школа — ВУЗ”, тесно
сотрудничая с преподавателями МГАИ и МГТУ им.
Баумана.
Учитель свободно ориентируется
во всех аспектах методики преподавания физики
в средней школе. Решая проблему дифференцированного
обучения, использует разнообразные оригинальные
методы и средства в зависимости от целей и содержания
урока: индивидуальные задания, различные формы
взаимоконтроля, физические диктанты и сочинения,
графические и табличные способы систематизации
и обобщения материала, ролевые игры, диспуты по
предмету, индивидуально- групповые задания разноуровневого
характера, тестовые формы контроля знаний, вовлекая
при этом учащихся в активную познавательную деятельность
по изучению физики. Особого внимания заслуживает
деятельность учителя по разработке методики проведения
школьных лекций, их особенностей и отличия от
вузовских, которая нашла конкретное отражение
в учебных материалах “История науки и техники
на уроках физики”, подготовленных ею для учащихся
10-11-х классов в дополнении к учебнику физики.
Уроки Елены Ивановны
в 5-6-х классах, несмотря на всю сложность адаптации
предмета к уровню восприятия учащихся 11- 12 лет,
построены методически грамотно, с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся и отражают
исследовательский подход к изучению физики. Основное
внимание учитель уделяет формированию у младших
подростков методов и приемов познавательной деятельности,
характерных для эмпирического уровня научного
познания, таких как проведение наблюдений, простейших
опытов и измерений. Такой подход к построению
учебного процесса в этом возрасте наиболее оптимально
решает задачи пропедевтики физических знаний,
развивая познавательные способности учащихся.
Эффективность работы
Ивановой Е.И. подтверждается результатами аттестации
школы по физике в 1998 году (85% учащихся 11-х
классов справились более чем с 70 % заданий),
контрольных срезов знаний, регулярно проводимых
администрацией школы, итогами устного регионального
экзамена по физике 1998-99 учебного года (71%
качества знаний), поступлением в течение трех
лет от 65% до 83% выпускников в МГУ, МГТУ, МИФИ,
МАИ и другие профильные ВУЗы. Ученики Елены Ивановны
принимают активное участие в олимпиадах и турнирах
по предмету различного уровня, демонстрируя высокий
уровень владения теоретическим материалом. Так
уже в этом учебном году шесть ее учеников стали
призерами по физике турнира М.В. Ломоносова, в
1998-99 учебном году трое учащихся получили Дипломы
на олимпиаде Московского физико- технического
института, а двое победили в многоборье на окружном
туре Интеллектуального марафона, показав высокие
результаты в физико- математических дисциплинах.
Иванова Е.И. ведет активную
методическую работу как в рамках школ , так и
округа. С 1996 года она на общественных началах
исполняет функции методиста муниципального округа,
в рамках которых регулярно проводит открытые уроки
и семинарские занятия по обмену опытом, организует
работу школы молодого учителя участвует в подготовке
и проведении олимпиад по физике, Елена Ивановна
постоянно оказывает большую методическую помощь
своей бывшей выпускнице, а теперь начинающему
учителю физики школы. В 1997-98 учебном году Иванова
Е.И. участвовала в окружном туре конкурса “Учитель
года” и получила специальный приз жюри “За неординарный
ум и нестандартное мышление”. Темой методической
работы Елены Ивановны является разработка тематических
тестовых заданий по физике. В газете “Физика”
(приложение к газете “Первое сентября”) были опубликованы
ее разработки для итогового контроля знаний в
7-9 классах.
Кабинет физики в школе
оснащен необходимым учебным оборудованием, техническими
средствами обучения, библиотекой учебной, справочной
и дополнительной литературы, постоянно пополняется
дидактическим материалом.
Высокий профессионализм,
разносторонние знания, добросовестность и преданность
делу Елены Ивановны снискали ей заслуженное уважение
и авторитет среди коллег и учеников.
Аттестационная комиссия
школы просит рассмотреть вопрос об аттестации
Ивановой Е.И. на высшую категорию (14 разряд ЕТС.)
Печать. Подписи.
В процессе экспертизы педагогической деятельности
аттестуемого учителя эксперты:
Анализируют результативность работы учителя (итоги
обучения учащихся по данным аттестации школы,
проверок различного уровня и т.п.) Возможно проведение
срезовых работ в различных классах на усмотрение
экспертов.
Оценивают профессиональную подготовку и методическую
компетенцию учителя по результатам собеседования,
посещения открытых уроков, анализа имеющихся методических
материалов.
Рекомендации по оформлению методических разработок.
Как правило, при прохождении процедуры аттестации
учитель представляет членам экспертной группы
какие- либо собственные методические разработки.
Такие разработки могут быть выполнены в процессе
учебы на курсах повышения квалификации в рамках
обязательной курсовой работы. В этом случае можно
получить рецензию на методическую разработку от
окружных методистов.
Ниже изложены некоторые общие правила оформления
методических разработок по физике и астрономии.
1.Методическая разработка состоит из следующих
разделов:
- Содержание
- введение
- основная часть
- заключение
- приложение
- список использованной литературы
Количество разделов в “Основной части” работы
может изменяться в зависимости от объема имеющегося
материала и поставленной перед собой целью.
2.Тема методической работы выбирается учителем
самостоятельно /или после консультаций с методистами/,
исходя из собственного интереса к определенным
вопросам методики, или на основе общей темы методической
работы школы, методического объединения. Тема
работы может относиться к разработке нетрадиционных
уроков, отражать авторскую методику преподавания
некоторых разделов курса, содержать определенную
подборку задач или тестов для контроля учащихся,
рассматривать вопросы внедрения в практику преподавания
новых образовательных технологий, представлять
разработанные учителем лабораторные работы или
демонстрационные эксперименты и пр.
3.Содержание работы печатается на отдельном листе.
Здесь даются наименования разделов и указываются
соответствующие страницы по тексту. Разделы “Введение”,
“Заключение” и “Список литературы” не нумеруются.
Разделы “Основной части” могут иметь сквозную
нумерацию и нумерацию подразделов. Например:
“Повторительно- обобщающие уроки
в курсе физики 10 класса”
Методическая разработка учителя физики школы
№ 710 Ивановой Елены Ивановны.
Содержание:
Введение……………………………………………………………2.
1. Роль повторительно- обобщающих уроков
в курсе физики старшей школы……………………………………4.
2. Методика проведения повторительно-обобщающих
уроков на основе
2.1 структуры научного познания …………………………………7
2.2 политехнического принципа систематизации
знаний ………10
3. Урок- конференция как обобщение материала
…………………13
Заключение …………………………………………………………15
Приложения:
Конспект обобщающего урока по теме
“ МКТ и термодинамика”……………………………………16
Конспект обобщающего урока
по теме “Магнитное поле” …………………………………19
Список литературы ………………………………………………24
4. В разделе введение отражают актуальность темы,
цель настоящей работы, круг решаемых ею задач.
Здесь же можно показать причины появления этой
работы на примере Вашей школы. Как правило, в
этом разделе постулируют основные положения работы
и обосновывают порядок (план) изложения вопросов.
5. В разделе основная часть подробно рассматриваются
все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения
здесь можно представлять необходимые таблицы и
рисунки. Их нумерация обычно производится в пределах
текущего раздела (например, рис. 2.1., таблица
1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и
“шапку” с наименованием колонок.
6. В заключении необходимо отразить итог проделанной
Вами работы - указать, достигнута ли поставленная
ранее цель, показать результаты внедрения разработки
в учебный процесс. В этом разделе автор может
отметить свою работу по распространению представленного
материала среди педагогической общественности,
свое участие в семинарах, публикациях и т.д.
7. В раздел “ Приложение” помещают относящиеся
к работе дополнительные материалы, которые усиливают
или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов.
В качестве таких материалов могут быть даны примеры
раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы
изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов
открытых уроков, выдержки из авторских описаний
лабораторных или демонстрационных работ и пр.
Каждое приложение должно иметь название и порядковый
номер, который ставится в правом верхнем углу
листа (например: Приложение 1.). Если приложений
несколько, то они в порядке следования со своими
названиями перечисляются в разделе “Содержание”.
8. В список литературы по порядку включаются
те источники, которые использовались при написании
работы. При этом необходимо придерживаться установленного
порядка: ставят порядковый номер книги или статьи;
пишут фамилии и инициалы авторов, название книги
или статьи, место (город), название издательства
и год издания (для журналов может быть указан
том, выпуск и номера страниц статьи).
На все перечисленные в “Списке литературы” источники
должны быть ссылки в основном тексте работы в
виде номеров из списка, заключенных в квадратные
скобки
|